Бас-гитара и аккорды

Надо сказать с самого начала, что весь этот самоучитель отражает личный опыт автора (меня) и является коллекцией субъективных мнений. Я просто делюсь тем, что помогло/помогает мне играть на бас-гитаре. Автор музыкалного образования не имеет, и сей самоучитель задуман для ему подобных. Главное - начать, а там, дальше, у кого талант и желание есть, те найдут себя.

Ну если это понятно, тогда можно начать.

Важно понять связь баса с ритмом и гармонией. И то и другое важно для качественной игры, но т.к. у болшинства из тех, кто играет на ритм-гитаре и поёт песни, чувство ритма уже есть, то мы начнём с гармонии.

Обычно песни строятся на периодическом повторении аккордов. Такие последователности аккордов называют каденсом, гармонией, аккомпаниментом или прогрессией аккордов (chord progression). Аранжировки песен, так же как и мелодии, обычно следуют или ложатся на гармонию. Это относится, как правило, и к бас-гитаре.

Аккорды

(краткое введение)

Для начала, прежде чем углублятся в теорию, будем говорить только о мажорных и минорных аккордах. В одном из будуших уроков можно будет рассмотреть прочие аккорды.

Мажорные и минорные аккорды строятся из трёх звуков или нот. По этому их ещё называют трезвучиями или тритонами. Первая нота любого трезвучия - "the root" или тоника. Вторая называется "the third" или терция. Третья называется "the fifth" или квинта. Почему именно эти названия - разберём позже, а пока просто запомните это.

Самый простой способ составить партию баса - это играть соответствующии тоники поверх каждого аккорда. Т.е., если играется аккорд Am, надо играть ноту A (ля); если играется аккорд D, надо играть ноту D (ре). Причём, можно дёргать струну на каждую долю такта, а можно с паузами, создавая разный ритмический оттенок. Однако важно, чтобы первая нота баса была синхронизирована с первым тактом каждого нового аккорда. Примеров такой игры много у Кино. Например, в песне "Пачка сигарет" - следующая прогрессия: Am-C-D-Em. Am - не первый аккорд, а второй, но начинается песня с него. Так, вот примерно что делал Тихомиров в этой песне:

               Am          C          D          Em

Конечно, это надо послушать, чтобы понять. И это - вполне типично: хорошая, несложная партия прекрасно играет свою роль - ритм и гармония. Это - одна из первых песен, которые я начал играть на бас-гитаре.

Однако возникает вопрос: Откуда же мы знаем где какая нота на грифе? Это, ребятки, надо выучить! Я могу вам с этим помочь, a вернее не я, a ваше собственное знание аккордов. Если вы уже настроили свой бас, то отложите его в сторону и возьмите гитару: я вам покажу кое-что интересное.

Чтобы начать, разберём только открытые аккорды, их не так много. Это - только частный случай более общей закономерности, но его полезно разобрать. И не забывайте думать о 4-ёх струнах вашей басухи, как о самых низких (в музыкальном смысле) 4-ёх струнах гитары.

Аккорд E. В построении этого аккорда участвуют все 6 струн гитары. И 6-я открытая струна как раз является той тоникой, которую мы ищем:

   ||---------|---------|---------|---------|-----------------------
   ||---------|---------|---------|---------|-----------------------
   ||---*-----|---------|---------|---------|-----------------------
   ||---------|---*-----|---------|---------|-----------------------
   ||---------|---*-----|---------|---------|-----------------------
E ||---------|---------|---------|---------|-----------------------

Значит, надо запомнить ассоциативно, что E это - открытая 6-я струна (4-я у баса). И ещё: думайте об этой ноте не только как о E, но и как o 6-ой струне этого аккорда (потом поймёте почему). Именно эту струну вы скорее всего будете цеплять большим пальцем, играя этот аккорд на гитаре перебором или "бас-аккорд" методом. Подобным образом рассмотрим ещё несколько аккордов и перейдём к общей системе.

Аккорд A. В построении этого аккорда участвуют только первые 5 струн гитары. 6-я струна глушится (или звук просто не извлекается). Это обозначают крестиком.

    ||---------|---------|---------|---------|-----------------------
    ||---------|----*----|---------|---------|-----------------------
    ||---------|----*----|---------|---------|-----------------------
    ||---------|----*----|---------|---------|-----------------------
A ||---------|----------|---------|---------|-----------------------
x  ||---------|----------|---------|---------|-----------------------

Стало быть, наша тоника - открытая 5-я струна (3-я у баса) или, альтернативно, 6-я струна на 5-ом ладу - это та же нота, это уж вы должны знать! :-) Так и запомните: A - это "5?я струна этого аккорда" - то, что вы цепляете в переборах. Я понимаю, что эта терминология - надуманная, но я именно так всё воспринимаю. Потом увидите к чему я клоню.

Аккорд D. В построении этого аккорда участвуют только первые 4 струны гитары. 5-я и 6-я - глушатся.

   ||---------|----*----|---------|---------|-----------------------
   ||---------|---------|----*----|---------|-----------------------
   ||---------|----*----|---------|---------|-----------------------
D||---------|----------|--------|---------|-----------------------
x ||---------|----------|--------|---------|-----------------------
x ||---------|----------|--------|---------|-----------------------

Опять, подобный принцип: открытая 4-я струна (2-я у баса) - это тоника D. Альтернативно, 5-я (3-я у баса) на 5-ом ладу. Так и запомните: D, она же "4-я струна этого аккорда".

Аккорд G.
   ||---------|---------|----*----|---------|-----------------------
   ||---------|---------|---------|---------|-----------------------
   ||---------|---------|---------|---------|-----------------------
   ||---------|---------|---------|---------|-----------------------
   ||---------|----*----|---------|---------|-----------------------
   ||---------|---------|----*----|---------|-----------------------

В этом аккорде нас не интересуют (пока) открытые струны, хотя одна из них тоже G - 3-я (1?я у баса). A нас пока интересует 6-я струна, и, как видно из диаграммы, 3-й лад - это G, наша тоника. И она - "6-я струна этого аккорда" (прижатая на 3-ем ладу).

Аккорд C.
   ||---------|---------|---------|---------|-----------------------
   ||----*----|---------|---------|---------|-----------------------
   ||---------|---------|---------|---------|-----------------------
   ||---------|----*----|---------|---------|-----------------------
   ||---------|---------|----*----|---------|-----------------------
   ||---------|---------|---------|---------|-----------------------

A тут нас интересует 5-я (3-я у баса) струна и, конечно, 3-й лад. Это - C. Она же - "5-я струна этого аккорда" (прижатая на 3-ем ладу)

В следующем уроке вы поймёте, почему мы разбираем именно эти пять аккордов. Для минорных аккордов годятся те же ноты соответственно (т.е. D для Dm, E для Em и т.д.)

Вот, ребятки, это - не много, но, чтобы не засорять ваши головы, пока учите это. Будем делать уроки небольшими, лёгкими и интересными, но зато будем часто добавлять новые уроки. Комментарии принимаются и, если где ошибки увидите, тоже, пожалуйста, дайте мне знать.

  ©1999 Khay (Руссификация братьев Кравчинских А. и Д.)


© 1999-2013 Russian Rock Club of America, Inc.
All Rights Reserved